Сейчас довольно популярно мнение, что к ребенку до какого-либо определенного возраста (от трех до шести лет в различных интерпретациях) следует относиться как к королю. Подразумевается здесь, что надо выполнять все его желания и беспрестанно хвалить и восторгаться им. Якобы при таком подходе сформируется уверенная в себе личность, лишенная каких-либо комплексов и, следовательно, способная лидировать и управлять. Сама по себе задумка неплохая, если исходить из того, какой на самом деле применялся подход в воспитании детей — наследников престола, а не верить советским сказкам, где все цари и царевичи изображены, как капризные и слабовольные, а также глупые инфантилы.
Предлагаем вашему вниманию выдержки из наставлений императрицы Екатерины II, касающихся воспитания ее внуков. Думаем, такой взгляд будет очень интересен всем, а особенно сторонникам «королевского» воспитания. Принципы воспитания Екатерины II полезно и интересно читать и в наши дни.
Её собственный сын, будущий император Павел I в силу сложившихся обстоятельств воспитывался иначе — его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…» Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1762 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен. «У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» — изрекла Екатерина.
В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности — строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой. Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции — она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.
Вот несколько интересных выдержек из «Наставлений» Екатерины:
***
Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.
***
Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.
***
Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.
***
Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.
***
От младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1-е) от упрямства, 2-е) от чувствительности и склонности к жалобе. Различить и те, и другие слезы можно по голосу, взгляду и по наружности детей; но те и другие слезы не должно дозволять, но надлежит запрещать всякие слезы.
***
Никаких перин — только закаливание. Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи — давать только чёрный хлеб. Зато игр — сколько угодно, ведь «детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей»
***
Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить. Когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать, стыдя их ими; ибо твердость духа и разума подкрепляет добродетель.
***
Телесная сила оказывается в преодолении какого ни есть труда и затруднения; душевная же крепость оказывается в преодолении собственных хотений и подчинение хотений здравому рассудку, и для того от младенчества надлежит хотение детей подчинить здравому рассудку и справедливости дабы от младости поважены были повиноваться совету здравого рассудка и справедливости, прежде еще, нежели ум созреет.
***
Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию нам и императорской нашей власти. Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости.
***
Дети вообще неосторожны, забывчивы, непостоянны и резвы, и для того, когда провинятся от сих причин, а не от упрямства; то унимать их с тишиною и мало по малу приводить к поправлению.
***
Буде же окажется явное в них упрямство, либо непослушание, или презрение к напоминаниям тогда уже унимать их не мешкая.
***
Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать, но поваживать воспитанников просить того, чего желают, и благодарить за то, что получили.
***
К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.
***
Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.
***
Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.
***
Сверх того поваживают их, чтоб часто ноги мыли в холодной воде для избежания простуды и мозолей на ногах, и чтоб не опасались мочить ног. Сие, начав с весны или лета и продолжая во всякое время года, предупредит многие простуды.
***
Веселость нрава их высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротиву того поощрять их нужно ко всякому движению и игре, летам и полу их сходственным; ибо движение дает телу и уму силы и здоровье. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило им самим, или жизнь имеющему, вредное, и сохраняли бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся.
***
Не оставлять их высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получили бы умножение знания.
***
Источник: Екатерина II, Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина : 13 марта 1784 года : собрание русского императорского исторического общества. Т. 10ю — С. 310-330.
Ранее мы начали разбор всех современных мифов о вреде телесного наказания детей на основе доклада Аналитического центра «Семейная политика.РФ» опубликованного в 2018 году.