Мифы о вреде телесных наказаний. Часть 1. Насилие

Мифы о вреде телесных наказаний. Часть 1. Насилие

О вреде телесных наказаний в отношении детей не слышал в наше время только ленивый. В некоторых странах умеренные телесные наказания со стороны родителей запрещены на законодательном уровне. Также в современном российском обществе применение телесных наказаний считается чем-то отсталым и крайне вредным в воспитательном вопросе. 

К сожалению, не всем известно, что за продвижением этой идеи на международном уровне стоит один лишь человек Питер Ньюэлл, который, как выяснилось в феврале 2018 года, между 1965 и 1968 гг. подверг как минимум пяти случаям серьезного сексуального насилия мальчика, которому на момент начала изнасилований было 12 лет. В этих пяти случаях Ньюэлл сознался (неизвестно, страдали ли от него другие дети), был признан виновным и приговорен английским судом к 6 годам и 8 месяцам тюремного заключения.  Об этом мы ранее уже ранее писали.

Основные аргументы сторонников запрета телесных наказаний детей в семье на протяжении многих лет не меняются. Перечислим эти аргументы: 

  1. телесные наказания являются насилием над детьми и потому должны искореняться, как и все формы насилия;
  2. телесные наказания являются унизительным/жестоким обращением с детьми;
  3. телесные наказания запрещены Конвенцией о правах ребенка, Европейским судом по правам человека, Европейской социальной хартией, российским законодательством;
  4. наука доказала, что телесные наказания причиняют детям вред;
  5. разрешение телесных наказаний повышает риск серьезного насилия по отношению к детям;
  6. в обществе крайне распространено тяжелое насилие над детьми, особенно в семьях, и необходимо запретить телесные наказания детей в семье, чтобы остановить эту тенденцию;
  7. общество считает телесные наказания детей неприемлемыми.

Большинство этих аргументов широко используется в различных контекстах. Нередко они принимаются широкой публикой как заведомо истинные, будучи выдаваемы за своеобразное «общее место» («всем известно, что», «каждый образованный человек знает») и т.п. 

Аналитическим центром «Семейная политика.РФ» был в феврале 2018 года опубликован доклад «Движение за запрет телесных наказаний в семье: истоки, методы, результаты» , где последовательно рассмотрены различные аспекты этой аргументации и показано, что все эти аргументы являются ложными или несостоятельными. Фактически, они должны рассматриваться как не вполне добросовестная манипуляция общественным мнением.

Мы будем публиковать выдержки из этого доклада. Также предоставляем ссылку на весь доклад, где вы самостоятельно сможете его детально изучить. В докладе очень наглядно опровергаются все вышеперечисленные тезисы, которыми забиты головы большинства наших современников.

Итак, начнем с первого тезиса: телесные наказания – это насилие.

«Одним из аргументов в пользу запрета телесных наказаний детей является мнение, согласно которому телесное наказания ребенка является формой насилия и, как всякая форма насилия, должна искореняться в обществе. 

Существующее в бытовом употреблении и в юридической науке многообразие смыслов, вкладываемых в это понятие, может быть, без существенного ущерба для понимания, сведено к двум основным смыслам, между которыми, как мы увидим, имеется достаточно существенное различие. 

1. Насилие, под которым понимается применения силы или принуждения в отношении некой личности, с целью помешать ей нечто делать, принудить ее нечто делать, или как-либо иначе воздействовать на нее. По сути, в этом случае речь идет о каком-либо действии в отношении человека или о принуждении его к чему-либо, совершаемом против его воли. 

2. Насилие в более узком и явственно негативном смысле слова. Под «насилием», в этом случае, понимается не просто насильственное действе в отношении человека или принуждение его к чему-либо, но и причинение ему в связи с этими действиями вреда. Именно эти виды насилия, как правило, в силу своей общественной опасности, связанной с причинением вреда, запрещаются на правовом уровне, а их использование нередко влечет уголовное преследование. 

Нетрудно заметить существенную разницу между двумя этими смыслами. Насилие в более узком смысле слова – является, несомненно, сугубо негативным явлением, осуждаемым и с общественной, и с правовой точки зрения. 

Между тем, насилие в первом, широком смысле слова, вовсе не может быть осуждено как таковое и не должно подлежать полному искоренению. 

Можно привести многочисленные примеры действий, как со стороны государства, так и со стороны частных лиц, подпадающие под понятие «насилие» в первом, широком смысле, но вовсе не являющихся общественно опасными. Более того, в ряде случаев они являются необходимыми для общества.

Так, несомненным «насилием» в первом, широком смысле слова, являются: 

  • действия государства, взыскивающего налоги и сборы в случае, когда человек не желает их уплачивать; 
  • действия правоохранительных органов, берущих под стражу правонарушителя; 
  • принуждение человека к отбыванию наказания в виде лишения свободы по решению суда; 
  • оборонительные действия национальной армии, направленные на защиту независимости и безопасности государства от действий внешнего агрессора; 
  • действия человека, совершаемые при необходимой самообороне; 
  • действия врача (например, стоматолога), подвергающего ребенка лечению по решению его родителей, когда ребенок этого не хочет; 
  • требование получения ребенком обязательного общего образования в случае, если ребенок не желает учиться. 

Можно привести множество других примеров, но и этого перечня достаточно для того, чтобы с уверенностью сказать – насилие как таковое может рассматриваться как относительно нейтральное понятие. Существуют ситуации, в которых применение насилия является оправданным и даже желательным. Все приведенные ситуации объединяет одно – насилие применяется в нем в целях, направленных на благо конкретной личности или общества в целом.

На протяжении всей истории человечества различные формы умеренного «воспитательного насилия» (к которым, наряду с принуждением к учебе, иной полезной деятельности, входили и меры, направленные на ограждение ребенка от дурных или опасных поступков, в том числе различные формы воспитательного наказания) традиционно рассматривались именно в этом контексте, т.е. как «позитивные» формы насилия, применение которых необходимо для блага как отдельной личности, так и всего общества.

Совершенно иной характер носит насилие во втором, узком смысле слова. Такое насилие либо совершается в дурных целях, либо несоразмерно и несоответственно благим целям, на достижение которых направлено. Отличительным признаком такого, преступного, насилия является или его направленность на причинение другому человеку вреда, или фактическое причинение вреда в результате его неоправданного применения. Именно связь с причинением вреда делает насилие в этом, втором смысле, угрозой для общества – и именно по этой причине оно подлежит правовому запрету, а осуществляющие его лица – правовому преследованию.

Рассматривая вопрос о том, является ли применение умеренных воспитательных телесных наказаний по отношению к ребенку «насилием», необходимо учитывать существование этих двух различных понятий насилия – нейтрально-общего и общественно опасного.

Телесное наказание, вне всякого сомнения, в большинстве случаев является насилием в первом, нейтральном смысле. 

Однако для того, чтобы его можно было отнести к насилию во втором, связанном с общественной опасностью, смысле, необходимо установить его неразрывную связь с причинением вреда личности или обществу, т.е., собственно, его общественную опасность. 

Однако, как будет подробно показано в дальнейших публикациях, как утверждения о том, что использование в воспитательных целях умеренных телесных наказаний наносит вред ребенку, так и утверждения об общественной опасности их использования не имеют веских, серьезных и достаточных подтверждений. Это означает, что вред от телесных наказаний не доказан и не установлен, и считаться насилием в узком, связанном с общественной опасностью, смысле, они не могут. 

Фактически, утверждения сторонников запрета телесных наказаний о том, что они являются опасным насилием, основаны на их личном мнении и голословны. Эта оценка остается, на наш взгляд, верной, даже если соответствующие утверждения исходят от имеющих официальный статус сообществ – таких, как Парламентская Ассамблея Совета Европы или Комитет ООН по правам ребенка».

Как видим из вышеизложенного, понятие слова «насилие» довольно неоднозначно, однако имеет негативную окраску. Но необходимо понимать, что вся суть воспитания ребенка – это, в общем, и есть насилие, естественно, в первом его смысле. И в этом нет никакой опасности, а скорее, наоборот, отсутствие любого насилия в воспитательном процессе принесет очень горькие плоды. 

Нельзя поддаваться на всевозможные манипуляции, связанные с этим словом. Необходимо проявлять бдительность и вникать в суть. В этом вам помогут наши ближайшие публикации из вышеуказанного доклада.

Ранее мы писали о том, почему все аргументы о необходимости кормления новорожденных по часам отбрасываются современными матерями без какого-либо рассуждения. 

Воспитание человека
Воспитание человека/ автор статьи
Мы являемся многодетной семьей, исповедующей православное христианство. Свои отношения между собой и с детьми мы стараемся строить на основании Священного Писания и святоотеческих наставлений. В наш век информационных технологий, когда предпосылками формирования все нового контента является мотивация наживы либо удовлетворение личных амбиций авторов этого контента, люди крайне дезориентированы в вопросах воспитания детей. И даже православные родители подчас становятся жертвами погони безответственной демагогии за лелеющим слух словом. По благословению православного священника мы с Божией помощью взяли на себя труд по распространению информации о правильном и традиционном подходе в воспитании детей, чему и посвящен этот сайт. Подробнее о нашем проекте читайте здесь.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: