Что нужно понимать родителям новорожденного ребенка, чтобы не совершить непоправимого

Культивируя сверхценность личности ребенка и возводя до абсолюта, представляя ее как некое изначально совершенное, сакральное и, как следствие, неприкосновенное пространство, современные детские психологи изолируют родителей от своей действительно священной родительской задачи, которая заключается не в преклонении, а в прямом руководстве по становлению, формированию и укреплению духовных сил этой самой личности.
Либеральное воспитание - леденец с лезвием внутри

Примерно в то время, когда ребенку исполняется один год жизни, и когда он начинает самостоятельно ходить, в его невинном сердце уже явно обнаруживаются первые признаки движения первородного греха, неизбежно наследуемого каждым человеком от падения Адама. Уже можно наблюдать в ребенке такие чувства как гнев, раздражение, упрямство, жадность, ревность, а далее – больше по мере формирования и развития в нем все новых психофизических и интеллектуальных возможностей, в которых находит себе место тот или иной грех.

Те родители, которые продолжают умиляться, и упорно не замечать этого, боясь, что тем самым их любовь к ребенку будет попрана хладнокровным беспристрастием, на самом деле поступают не по любви к ребенку, а по любви к себе. Потому что настоящая любовь никогда не заботится о себе самой, она «не ищет своего», но всецело заботится лишь о том, к кому она обращена. А тому, к кому она должна быть обращена, нашему годовалому младенцу, в этот период жизни требуется поддержка рассудительной родительской любви не только в отношении внешнего ухода, но и в отношении внутреннего его существа, которое становится в это время ареной борьбы невидимых злого и доброго.

Во-первых, родителям нужно помочь душе ребенка не сделаться поглощенной и слитой воедино с восстающим на нее грехом. Для этого необходимо подвести ребенка к моменту осознания своей личности как сущности отдельной, самодостаточной и независимой от своих спонтанных чувств и капризов. Во-вторых, подобно тому, как ребенок учится управлять своим телом, необходимо научить его управлять и своим эмоциональным состоянием, чтобы именно ему быть хозяином своих эмоций, а не наоборот. При трезвом рассмотрении дела эти вопросы решаются удобно и достаточно основательно в возрастной период примерно от одного года до полутора лет.

Признаком того, что вы справились с этой родительской задачей, будет то, что к полутора годам ребенок будет способен выходить практически из любой для него трудной ситуации в мирном расположении духа: успокаиваться по вашему слову и легко преодолевать огорчения от невозможности удовлетворить свою какую-либо минутную прихоть. Если вы это в нем видите, значит, он уже приобрел навык владения собой, он смотрит на мир глазами своего подлинного Я, его личность по-настоящему свободна – она не смешана с внешними вожделениями невидимого злого, т.к. ребёнок вполне способен ему противостать. Дальше вам нужно будет только охранять и подпитывать этот навык, чтобы он укоренялся в своей глубине и к семи годам окончательно сформировал в ребенке устойчивый и благородный характер.

А пока для годовалого ребенка не существует другого способа решить эту задачу, кроме того как научить его ясно понимать и безусловно исполнять родительские повеления, выраженные простыми словами: «нельзя», «не надо», «успокойся». К полутора годам это должно быть решено окончательно.

Поэтому не надо ставить замки на двери шкафов и холодильника и убирать торшер из гостиной. Ребенка необходимо своевременно научить осознавать и не переступать границы дозволенного, потому что для него это единственная возможность приложения своей воли для ее становления и вызревания, имея в виду то, что воля, согласно христианской антропологии, является одной из трех сил человеческой души наряду с сердцем и разумом. Дисфункция любой из них не совместима с понятием о полноценности человека – его личностной самодостаточностью.

Однако современной культуре «общества потребления» враждебна самодостаточность человека. Её цель – инвалидизировать человеческую личность, сделав ее таким способом зависимой от управляемого из вне течения мейнстрима, который для духовно искалеченного человека становится некой суррогатной осознанностью своего недостающего полноценного Я. Так как эта осознанность для него иллюзорна, а потребность к самосознанию остается безгранично высокой, то рынок получает своего идеального потребителя – безудержного и ненасытного.

Естественным и возможно идеальным ответом на этот запрос рынка выступает идеология либеральных концепций в вопросах воспитания детей, как инструментов подавления волевого потенциала человека на самых ранних (фундаментальных) этапах его развития. К таким концепциям можно отнести следующие идеи:

  • так называемое «естественное» родительство для грудных детей (вместо режима питания и нормального самостоятельного сна мать дает ребенку грудь «по требованию», спит с ним в одной кровати, непрерывно носит на руках);
  • как последующий этап для детей от года – полная свобода так называемого «самовыражения», предполагающая слабую регламентацию поведения ребенка, отсутствие запретов и четких правил, а также стремление родителя удовлетворять все прихоти ребенка;
  • бескомпромиссное табуирование телесных наказаний со стороны родителей (применение даже самого незначительного чувственного воздействия в виде шлепка по попе приравнивается к жестокому обращению). Как альтернатива предполагается продолжительная беседа с ребенком, даже если он еще не вполне способен различать смысл слов, не говоря уже о невозможности морального суждения.

Культивируя сверхценность личности ребенка и возводя до абсолюта, представляя ее как некое изначально совершенное, сакральное и, как следствие, неприкосновенное пространство, современные детские психологи изолируют родителей от своей действительно священной родительской задачи, которая заключается не в преклонении, а в прямом руководстве по становлению, формированию и укреплению духовных сил этой самой личности.

Перед либеральной идеологической ловушкой в воспитании, прикрытой завесой гуманистических соображений, особо уязвимы умы нерелигиозных или религиозных только по форме родителей. Дело тут больше не в том, что они не имеют обыкновения следовать Слову Божию, где этот вопрос закрывается многими недвусмысленными увещеваниями Священного Писания, которые можно было бы выразить и малым стихом «Лелей дитя, и оно устрашит тебя» (Сир. 31:9). Но сколько в том, что движимый присущим каждому человеку религиозным чувством души, Адамовой скорбью по утраченному Раю, но, при этом, не доверяя свое сердце единому Богу, человек утешает себя различными верованиями, поклоняясь многим кумирам, как ложным богам.

Одним из таких верований является современная детская психология, где центральным идолом становиться собственный ребенок. Мать, берущая в свою постель новорожденного ребенка в ущерб здоровому семейному устроению, движима не материнским чувством, как она полагает, а именно чувством религиозным, основанным на стремлении разрешить свои собственные личностные устремления.

Как известно, «служение идолам… есть начало и причина, и конец всякого зла» (Прем. 14:27). Однако наиболее сильные удары от последствий этой эгоистической версии богопознания принимает на себя в итоге непосредственно сам ребенок, который руками своих собственных родителей, принявших участие в чьих-то чужих безответственных экспериментах, становится, по сути, духовно искалеченным человеком, неспособным являть вокруг себя ни тепло, ни красоту, ни мир…

Итак, каким же образом можно противостоять современным либеральным течениям и не погубить своего ребенка в самом начале его жизненного пути? Как научить ребенка послушанию, если он еще только начинает понимать смысл обращенных к нему слов, а сам при этом не имеет необходимого жизненного опыта для того, чтобы самостоятельно вычерчивать границы дозволенного?

Годовалый ребенок активно познает мир. Он все пробует на вкус, пытается что-то поднять или куда-то забраться. Он узнает, что есть тяжелые вещи, которые невозможно поднять или сдвинуть, или что, если залезть на высокий стул, то можно с него упасть. В этот период жизни ребенок познает мир исключительно чувственным способом. Он получает очень большой объем информации, не дожидаясь того момента, когда научится воспринимать изустное толкование со стороны взрослых всех закономерностей явлений, с которыми он соприкасается. Иначе он бы безнадежно отстал в своем развитии и едва ли смог бы даже подойти когда-нибудь к этому моменту.

У родителей прошлых поколений не было сомнений в том, что таким же чувственным способом ребенок взбирается и на самую первую ступень освоения своего внутреннего мира, зачатков морали, своей роли в иерархической структуре семьи, почтения к родителям. Здравомыслящий человек не может видеть в этом умаление человеческого достоинства, так как это является естественным путем его развития — поэтапное возведение от низшего в высшему.

Даже на пути движения к Богу человек проходит три состояния: раба, наемника и сына. Раб исполняет волю Божию из страха наказания, наемник – ради Царства Небесного, сын – единственно из любви к Богу – своему Отцу.

Авва Дорофей пишет о том, что через эти три состояния человек получает любовь к добру: «Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наемник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла (…), он получает вкус благого и начинает понимать, в чем истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним».

О том, что попытки обращения к несформированной нравственности ребенка неэффективны, хорошо известно и фундаментальной науке. К примеру, один из основателей теории когнитивизма Лоуренс Кольберг (1927 — 1987 гг.) исследовал схему развития нравственности у детей, в соответствии с их интеллектуальными возможностями, в которой также выделил три основных последовательных этапа:

  1. Преднравственный уровень (до 10 лет). Детские поступки определяются внешними обстоятельствами, и точка зрения других людей не слишком принимается в расчет. Эта стадия делится на два этапа: на раннем этапе суждение выносится в зависимости от вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок. На более позднем этапе суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.
  2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет). Нравственная позиция ребенка на этом этапе не сформирована, и он предпочитает ориентироваться на принципы других людей. Поначалу его суждения основываются на том, получит ли его поступок одобрение людей или нет. Ближе к 12-13 годам суждения ребенка начинают выноситься в соответствии с установленным порядком, уважением к существующим порядкам.
  3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет). Период, когда у ребенка начинает развиваться истинная нравственность. У подростка появляются свои собственные критерии, согласно которым он может судить о своем поведении или поведении окружающих. На заключительном этапе поступки квалифицируются им как правильные, если они продиктованы совестью – независимо от их законности или мнения других людей.

Таким образом, получается, что если по советам современных детских психологов, лишать ребенка доступного ему способа познания нравственности на первых двух этапах ее становления, то на третий ему уже никогда не взобраться.

Примечательны труды и отечественного ученого М.М. Кольцовой (1915 – 2006 гг.), физиолога, доктора медицинских наук, в свое время заведующей лабораторией высшей нервной деятельности детей дошкольного возраста в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР. Согласно ее научным работам «только к семи годам постнатального развития функционально созревает материальный субстрат второй сигнальной системы. В связи с этим для воспитателей особо важно помнить, что только к семи годам слово может эффективно применяться для образования условных связей. Злоупотребление словом до этого возраста без достаточной его связи с непосредственными раздражителями не только малоэффективно, но и наносит ребенку функциональный вред, заставляя мозг ребенка работать в нефизиологических условиях». То есть любые попытки «серьезного разговора» с полуторогодовалым ребенком о том, что игнорирование родительского «нельзя» это вредно для развития его личности, без прямой связи с ярким чувственным обозначением этой серьезности по его «мягкому месту» не только тщетны, но и опасны для психики ребенка.

Безусловно, эта деталь воспитательного процесса весьма нелицеприятна для обсуждения, как бывают таковыми и другие сугубо интимные стороны человеческой жизни, о которых не принято говорить вслух. Никогда ранее об этом не говорилось прямо. Однако сегодня, в наш горделивый век самоделов новых истин с его враждой на истины простые и вечные, нам приходится подробно разбирать эту тему. Возможно, в другое время мы бы делали акценты на другие вопросы воспитания, но сегодня, когда повсеместно пропагандируется потворствующая гиперпротекция детей, и из социокультурного поля низводится естественное и должное употребление родительской власти до уровня общественного порицания, обсуждаемый нами вопрос является предельно актуальным.

Развитие здоровой личности, несомненно, зависит от одновременного присутствия и других предпосылок нормального воспитания (уважение, ласка, внимание, игры, обучение, незлобие родителей и их единодушие). Но мы исходим из того, что для читателей, способных воспринять данный текст, смыслы которого вытекают из воззрения на христианские ценности, эти вопросы естественны и разрешены. В основе их решения, стоит заповедь о любви к ближнему, и более того, как вектор, определяющий содержание и замысел этой любви – заповедь о любви к Богу.

Ранее мы писали о том, когда и откуда вообще зародилась идея либерального воспитания детей, кто является ее предтечей, а также о кризисе либерального воспитания детей на Западе – к чему, по мнению шведского психиатра Дэвида Эбехарда, привело Европу засилье либеральных теорий воспитания.

Читайте также статью Софии Пешковой «Поколение переукаченных».

Воспитание человека
Воспитание человека/ автор статьи
Мы являемся многодетной семьей, исповедующей православное христианство. Свои отношения между собой и с детьми мы стараемся строить на основании Священного Писания и святоотеческих наставлений. В наш век информационных технологий, когда предпосылками формирования все нового контента является мотивация наживы либо удовлетворение личных амбиций авторов этого контента, люди крайне дезориентированы в вопросах воспитания детей. И даже православные родители подчас становятся жертвами погони безответственной демагогии за лелеющим слух словом. По благословению православного священника мы с Божией помощью взяли на себя труд по распространению информации о правильном и традиционном подходе в воспитании детей, чему и посвящен этот сайт. Подробнее о нашем проекте читайте здесь.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: