Каждый родитель желает своему ребенку лучшего, и некоторые в поисках этого лучшего следуют советам современных детских психологов, таких как Ю. Б. Гиппенрейтер, Л. Петрановская, Дима Зицер и пр., главным посылом которых является то, что воспитывать ребенка нельзя, что воспитание — это отсталое явление, «дрессировка», которая подавляет личность ребенка и несет вред. А в качестве «современного», либерального подхода в воспитании детей они предлагают идею, которая несет в себе исключительно «любовь» к ребенку, что на поверку оказывается не более чем попустительством и взращиванием в ребенке безмерного самолюбия.
Однако такая мысль не является чем-то новым и инновационным. Ее активно пропагандировал еще в XVIII в. Ж. Ж. Руссо. Идеи, посеянные Руссо, очень легко подхватывают незрелые люди, неопытные молодые родители, имеющие смутное идеалистическое представление о детях и жизни вообще. Интересным здесь является тот факт, что каждого из своих 5-х детей Руссо отдавал в воспитательный дом, т.к. считал их помехой для развития своих теоретических измышлений.
Однако несомненный дар слова Руссо, сделавший его даже предтечей Французской Революции, позволил ему убедить в своей правоте целую массу людей. Но при рассудительном взгляде на его идеи становится очевидно, насколько они губительны и безбожны.
Еще в начале XX в. священномученик Владимир (Богоявленский) писал об этом в своей книге «Беседы о православном воспитании детей». Ниже приводим его строки.
«Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. Эту истину хорошо сознавал еще древний мудрец Плутарх и в своей книге о воспитании высказал ее следующими словами: «Ничего нет выше доброго воспитания детей; оно должно быть началом, серединой и концом всех родительских забот. Все блага этой земли обманчивы и случайны, а доброе воспитание есть постоянное, прочное Божественное благо».
В середине XVIII столетия во Франции явился ученый именем Руссо, который измыслил такое учение о воспитании детей, которое причинило очень много существенного вреда целым тысячам несчастных детей. Он учил именно, что дитя появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным. Поэтому стоит только дитя предоставит самому себе, и оно непременно останется цельным, неповрежденным, добрым. Воспитание не только не необходимо, но даже вредно. Когда дитя подвергается воздействию на него воспитателей, родителей и учителей, то оно чрез это становится хуже, портится. Только чрез воспитание, говорит Руссо, привходят все дурные наклонности и страсти в совершенно невинную и неиспорченную натуру дитяти. Как ложно и превратно такое учение, в этом убеждает нас и опыт, и Божественное Откровение.
Руссо, а с ним и многие другие вольнодумные, неверующие педагоги говорят, что дитя от природы не испорчено. Но ежедневный опыт решительно ниспровергает такой взгляд и учит нас совершенно противному. Из этого опыта мы видим, что совершенно маленькие, еще грудные дети, которые никем не могли еще быть испорчены, имеют уже свои значительные недостатки и дурные качества. И они уже бывают иногда и самолюбивы, и упорны, и капризны, и вспыльчивы, и раздражительны. Есть дети, которые от природы имеют наклонности к лености, другие ко лжи и обману, одни к изнеженности и чувственности, а другие – к лакомству и воровству.
Но что можно усматривать таким образом из ежедневного опыта, это подтверждает и Божественное Откровение. Именно последнее учит нас, что дитя появляется на свет зараженным наследственным грехом и что чрез этот наследственный грех природа дитяти испорчена и склонна более ко злу, чем к добру. Следовательно, эту наклонность ко греху и злу дитя имеет в себе самом, а не извне получает ее. Правда, то же христианское Откровение учит нас и тому, что душа дитяти очищается от первородного, наследственного греха и освящается во Святом Крещении; но ослабляемая в этом Крещении наклонность ко греху отнюдь, однако, не уничтожается и не искореняется совершенно.
Итак, и опыт, и Откровение учат нас, что дитя появляется на свет не с совсем доброю и неповрежденною природою, но с испорченною, предрасположенною ко злу. А отсюда следует, что дитя не должно оставаться без воспитания; напротив, чтобы из него вышло нравственное и добродетельное существо, оно непременно должно подвергаться доброму воздействию на него со стороны воспитателей. Греховную наклонность дитяти необходимо подавлять и направлять к добру. Если дитя предоставить самому себе, то в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное, злое, подобно тому, как и во внешней физической природе, коль скоро она предоставляется самой себе, произрастает не пшеница, а плевелы, терния и волчцы».
Ранее мы писали о кризисе либерального воспитания детей на Западе – о том, к чему, по мнению шведского психиатра Дэвида Эбехарда, привело Европу засилье либеральных теорий воспитания.