Поколение переукачанных

Ребенок на кровати посередине между стесненными им родителями

В XIX веке в России встречались люди, поражающие нас сегодня своей почти неправдоподобной честностью, благородством и тонкостью чувств. Литературные описания, портреты живописцев передают их особенное, забытое обаяние, которому мы уже не в силах подражать. Они выросли такими не только благодаря незаурядным личным качествам, но и благодаря особому воспитанию… 

…При этом необходимо иметь в виду, что «дворянское воспитание» — это не педагогическая система, не особая методика, даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения, усваиваемый отчасти сознательно, отчасти бессознательно: путём привычки и подражания; это традиция, которую не обсуждают, а соблюдают… Когда в повести Гарина-Михайловского мать отчитывает сына, бросившего камень в мясника, мальчик оправдывает себя тем, что мясник мог бы вывести его за руку, а не за ухо! Но мать парирует: «Зачем ставишь себя в такое положение, что тебя могут взять за ухо?» Это отрывки из великолепной книги О.С. Муравьевой «Как воспитывали русского дворянина». 

Вы можете сейчас себе представить ситуацию, когда мясник на рынке берёт вашего сына за ухо и вы, вместо того, чтобы лопнуть от негодования на усатого негодяя — отчитываете любимое чадо? 
И я нет. А жаль. Среднестатистический родитель в данной ситуации пойдёт и сразу напишет заявление в полицию. Так о чём я? 

Выдержки, которые я привела из книги — они настолько замечательные, как и сама книга, что я даже не знаю, есть ли смысл вносить какие-то комментарии, чтоб ненароком не испортить смысл и впечатление от живого примера. Сейчас модно разговаривать с детьми кривым слогом, переведенным с иностранного языка, применять так называемое, активное слушание, которое режет слух и не является способом воспитания, а отображает методику нейро-лингвистического программирования на детей, когда им вкладываются мысли об отрицательных и греховных чувствах, причём преподносится это, как естественное и нормальное проявление характера и потребности души. 
Вообще, какие-то странные установки воспитательской любви — определенное количество раз обнять, погладить, говорить так, как совершенно неестественно и несвойственно человеческому языку и слуху. 

Родители, которые не хотят следовать новой моде на психологию автоматически становятся отсталыми деспотами, которые обязательно вырастят своих детей в ущербных, недолюбленных взрослых. Нас учат непременно выражать свои чувства; разговаривая с детьми, объяснять им мотивы всех своих поступков, советоваться с ними во всех важных и мелких делах и во всех непонятных ситуациях… качать. Скоро диагноз такой наверное, будет в психотерапии : недоукачанный. Ведь все проблемы от этого (горькая ухмылка). 

Почему-то простые истины так стало необходимо раскладывать на кучу словесных инструкций. Тысячелетняя наука любви, как будто в прошлом, как будто не рождала великих людей духа. Тогда, когда родители заботились о воспитании воли, терпения и самых прекрасных качеств мужественной души с самого рождения. 

Сейчас же, читая в интернете и современных книгах труды модных душевных гуру: везде встречаешься с одним и тем же. Все ситуации рассматриваются со стороны крайностей, отклонения нормы; и приводятся новые нормы, доселе не известные, как будто открытые, познанные впервые за историю существование человека. Ладно, люди нецерковные, но и считающие себя духовными, жадно ищут инструкций по воспитанию в миллионах страниц, написанных страстными, не находящимися в Церкви людьми. В итоге распространение этих творений прикрывается авторитетом веры, хотя все они призваны к оправданию страстной, греховной натуры и учат, как жить с ней в ладу. Причём так, чтобы это никому не мешало. Это, как будто ход такой. 

Есть прекрасная книга святителя Николая Сербского — «Кассиана», — это художественное произведение, написанное святым человеком. В этой книге я впервые встретилась с изложением тайны Пресвятой Троицы в любви. Три Лица настолько соединены в Любви, Они — сама Любовь и единое целое. И человек призван и способен к такому же соединению с Богом. Как апостол Павел говорил: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно так воспринимая догмат о Пресвятой Троице, можно понять почему семья названа Её образом. 

» «Иже щадит жезл свой, ненавидит сына…: любяй же наказует прилежно» (Притч.13:25). Оставим детей и займемся собою. В отношении к каждому это значит вот что: не щади себя, прилежно наказывай. Саможаление – корень всех наших поползновений на грех. Кто же не снисходит себе, тот всегда тверд в добре. Больше всего держать надо в самой строгой дисциплине плоть, эту рабу несмысленную. Когда томят ее, она смиренна; а дай ей только малую льготу, уж она начинает показывать когти и свирепеть очами любострастными. Но дивно то, что, хоть не говори, все стоят за плоть и всякие ей выдумывают угодья». Святитель Феофан Затворник приводит здесь изречение из Священного Писания, применяя его к взрослому читателю. Я не напрасно выбрала именно его, так как на нём живо видно действие саможаления, которое и является одним из главных сдерживающих элементов в запретах ребенку и воспитании детей в строгости и воздержанности. 

Даже самые либеральные родители стараются избегать бабушек, кормящих младенца с полугода шоколадными конфетами. Это дань моде на здоровый образ жизни и красивое тело, но никак не желание пресечь духовное развращение детей через чревоугодие. Потому что эти же родители поощряют чревоугодие многочисленными другими способами. Упал ребёнок — мама бежит, целует ему кровавые коленки, быстрей жалеет, обнимает. Вроде бы, что такого? Что за дикость не пожалеть страдающего ребенка? А потом он вырастет и так и будет страдать по поводу любой ссадины и при температуре 37,2 падать на диван, ожидая, что все члены семьи займутся им одним. В противовес обязательно приходит на ум другая мама, орущая на своё чадо: «Я же тебе говорила, вот я же тебе говорила! Не бегай здесь, вообще не бегай, что ты за неслух!»… И так далее. И в далёкой тени остаётся нормальная реакция: терпеливое ожидание и спокойный голос родителя: «Потерпи. Это не страшно. Это такая боль, которую нужно потерпеть». При таком поведении, увидев спокойствие родителя — ребенок сам успокаивается и прекрасно едет дальше, на своём самокате, велосипеде или скачет, как заблагорассудится. Смертельной инфекции в ране нет и нет никакой необходимости бежать за суперспреем или мазать супермазью. Потому что это и вправду — ерунда. 

А вот выгибание за столом и требование дать вместо картошки одних котлет — не ерунда. Но всё в наших сердцах перемешалось и, угождая ребенку, на самом деле — мы угождаем себе. Это страх быть отвергнутым таким любимым человеком, который занимает место короля в семье. Это страх томления собственной души от детского крика и капризов, не пресеченных изначально и разросшихся самолюбием на почве сердца до неутолимых размеров. С младенчества ребенку не дают кричать, считается, что его нужно всё время качать, он бедный, вообще не остаётся наедине с собой — к нему всё время лезут облегчители его несчастной младенческой доли. Считается, что он не умеет успокаиваться сам. Его носят на руках 24 часа в сутки, принося в жертву, как божку все свои силы, желания, жизнь. К его появлению готовятся, как ко второму пришествию, как будто это не человек рождается, а поглотитель жизненной энергии и денежных средств. Он не вписывается нормально и гармонично в семью, а появляется и занимает всё её пространство, лишая родителей жизни, вместо естественного продолжения семьи становясь стеной между отцом и матерью. Отцы начинают ревновать, матери впадают в депрессии. 

Воспитание считается такой невероятной наукой, прям высшей математикой, тогда как всё давно разложено настоящими знатоками душ человеческих. 

Храни вас Бог. Читайте Феофана Затворника.

Ранее мы публиковали материал о том, почему современные дети не умеют учиться, не умеют ждать и с трудом переносят скуку.

Аватар
София Пешкова / автор статьи
Мать четверых детей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: