Мифы о недопустимости и вреде телесных наказаний. Часть 3. Нанесение психологического вреда

счастливая семья

Сторонники запрета телесных наказаний детей, обращаясь к широкой публике, обычно представляют в виде «общего места» или очевидной истины некоторые суждения научного характера. Так, обычно безапелляционно утверждается, что наука доказала, будто телесные наказания наносят детям неизбежный серьезный вред. 

По мнению сторонников запрета телесных наказаний, необходимость такого запрета доказывается научными данными, в соответствии с которыми телесные наказания приносят детям серьезный вред. В качестве примера подобных утверждений приведем еще раз пассаж из буклета организации «Спасите детей» (2003 г.): «Результаты исследования указывают на связь между телесными наказаниями и депрессией, низкой самооценкой, ухудшением психологической адаптивности и плохими взаимоотношениями с родителями и представителями власти». 

В обоснование своего суждения, авторы брошюры ссылаются на исследование Мюррея Штрауса (1994). Штраус в своих исследованиях, действительно, приходит к подобному выводу. Вторым известным автором, поддерживающим такую позицию, является Элизабет Гершофф. В своем мета-анализе существующей исследовательской литературы вопроса (2004) она приходит к выводу о том, что применение телесных наказаний связано с более низким уровнем моральной интернализации и психического здоровья, а также с более высоким уровнем агрессии у детей. 

Однако позволяет ли это сказать, что данные положения «доказаны наукой»? Это было бы так, если бы результаты исследований Штрауса и Гершофф были научно бесспорны, не вызывали бы серьезных научных возражений и их результаты были бы общепринятыми в научной среде. Однако, это не так. При этом сторонники запрета телесных наказаний игнорируют противоположные научные данные и замалчивают противоречащие их взглядам научные исследования, среди которых есть весьма убедительные и доказательные. 

Среди наиболее серьезных научных оппонентов Штрауса и Гершофф – доктор Роберт Ларзелер (Dr. Robert E. Larzelere). Доктор Ларзелер – более 20 лет посвятил научным исследованиям различных подходов к семейной дисциплине, в результате которых опубликовал более двадцати работ по различным ее аспектам в психологических и педиатрических журналах и сборниках научных трудов. 

Это исследование было проделано доктором Ларзелером и Бреттом Куном (Медицинский центр университета Небраски). Мета-анализ является первым исследованием такого рода, рассматривающим результаты использования телесных наказаний детей в сравнении с результатами альтернативных воспитательных стратегий. Авторы изучили научную литературу, созданную за более чем 50 лет изучения вопроса. Ими было выявлено 26 релевантных исследований влияния применения телесных наказаний на детей. В результате проделанного анализа авторы приходят к выводу: влияние телесных наказаний на детей зависит от того, как они применяются. Влияние телесных наказаний на детей было в целом хуже по сравнению с альтернативными воспитательными стратегиями лишь в случаях, когда применение телесных наказаний было основным воспитательным методом. Результаты «регулярного» применения телесных наказаний, оказались не хуже и не лучше, чем результаты применения иных стратегий (за исключением одного исследования, показавшего хорошее влияние применения физических наказаний на уменьшение пристрастия к наркотикам). Авторы также выявили оптимальный метод использования телесных наказаний, исходя из его результатов: таким методом оказалось «условное» использование «шлепания». 

Авторы установили, что при том, что «регулярное» использование телесных наказаний не привело к худшим результатам по сравнению с альтернативными стратегиями воспитания, «условное» использование «шлепания» как воспитательной стратегии привело к лучшим результатам, чем большинство альтернативных стратегий. «Условное» использование «шлепания» давало лучшие результаты, чем 10 из 13 альтернативных воспитательных стратегий, в которых телесные наказания не использовались, и результаты, сравнимые с результатами трех оставшихся альтернативных подходов. 

В своем анализе вопроса Американская коллегия педиатрии указывает на следующие методологические проблемы исследований, приходящих к выводу об «опасности» телесных наказаний:

— умеренные воспитательные телесные наказания искусственно рассматриваются в одной группе с действительно жестоким насилием, таким как избиение кулаками, битье по лицу и удары ногами. Так Гершофф (2002) используют крайне широкое определение телесного наказания и, в результате, 65% исследований, на которые она ссылается, рассматривают избыточно жестокие формы телесных наказаний. 

— Исследования не ограничивают выборку малолетними детьми, рассматривая, скорее, результаты использования телесных наказаний в отношении юношей и девушек. 

— В анализе не учитываются важные факторы воспитательного процесса, такие как характер детско-родительских отношений в целом, характер родительской заботы, использование со стороны родителей, наряду с наказаниями, иных методов воздействия (таких, как объяснения и т.п.). 

Все это позволяет говорить о серьезных дефектах исследований, приходящих к выводу о вреде использования телесных наказаний для детей. 

Многие из перечисленных методологических проблем свойственны уже упоминавшимся исследованиям Мюррея Штрауса, подвергавшимся по этой причине серьезной критике. 

Долговременные исследования поведения, длившиеся от 3 до 10 лет, показывают, что использование родителями воспитательного «шлепания» не связано с детской агрессивностью. При этом на агрессивность и психическое здоровье ребенка влияет плохое качество отношений с родителем. Долговременные исследования стилей воспитания неизменно приводят к выводу о том, что результаты умеренного применения телесных наказаний, как и любых иных разумных дисциплинарных мер, определяются прежде всего общим характером вовлеченности родителя в воспитание ребенка, родительского контроля и родительской заботы. Стиль воспитания, основанный на авторитете, для которого характерен твердый контроль поведения ребенка (включая умеренное применение телесных наказаний) и щедрое использование поощрения в отношении него, дает оптимальные результаты. При этом нет оснований говорить о том, что воспитательное «шлепание» усиливает агрессию в малолетних детях. 

Таким образом, утверждения, будто наукой доказано, что телесные наказания приносят детям вред, являются ложными и необоснованными. Научные данные говорят об ином, не позволяют сделать вывод о какой-либо опасности умеренных воспитательных телесных наказаний, а в ряде случаев даже указывают на их большую воспитательную эффективность в сравнении с альтернативными воспитательными методами.

Читать доклад полностью http://www.familypolicy.ru/rep/int-18-070.pdf

Ранее мы писали о необходимости послушания жены мужу как о краеугольном камне в вопросе воспитания детей.

Воспитание человека
Воспитание человека/ автор статьи
Мы являемся многодетной семьей, исповедующей православное христианство. Свои отношения между собой и с детьми мы стараемся строить на основании Священного Писания и святоотеческих наставлений. В наш век информационных технологий, когда предпосылками формирования все нового контента является мотивация наживы либо удовлетворение личных амбиций авторов этого контента, люди крайне дезориентированы в вопросах воспитания детей. И даже православные родители подчас становятся жертвами погони безответственной демагогии за лелеющим слух словом. По благословению православного священника мы с Божией помощью взяли на себя труд по распространению информации о правильном и традиционном подходе в воспитании детей, чему и посвящен этот сайт. Подробнее о нашем проекте читайте здесь.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: