Как бороться с детскими капризами? 

Как бороться с детскими капризами? 

«Капризы могут исходить из разных источников, и природа их может быть и физиологической, и духовной. Поэтому, одного совета тут не дашь – на это есть подростковая психология, медицина. Священник может дать совет только общего характера.

Во-первых, родители должны понять, что воспитывать своих детей без необходимости справляться с их капризами почти никому не удавалось. То есть важно даже в душе не возмущаться этим и не смотреть на сторону, мол, у наших друзей Ксюша совсем по-другому себя ведет, чем моя Стеша, а Петя такой послушный мальчик и никогда не сделает так, как мой Саша!

Во-вторых, наказывать детей за капризное поведение надо сообразно происходящему, а не дожидаясь накопления собственного раздражения – и по сути дела, такого же каприза – от совокупных обид на своего ребенка, когда последняя маленькая капля прорывает плотину нашего общего недовольства, и тогда уже он впадает в оторопь и в ужас от того, что, вроде бы, сейчас сделал то же, что и раньше, но это не вызывало никакой особенной реакции родителей, а теперь, вдруг такой гнев!

Всякий раз, наказание должно быть своевременно и адекватно нынешнему недоброму поведению ребенка. Нельзя наказывать его за все валяния по полу, которые были в жизни, но только за сегодняшние.

Если у вас прежде хватало характера, стиснув зубы и скрепив сердце, вести себя спокойно, когда ребенок не хотел надевать те вещи, которые вы ему предлагали, и из-за этого устраивал скандал, а вот сегодня ваши силы кончились, то накажите свое чадо за сегодняшние капризы и не припоминайте все предыдущие. Потому, что ребенок не способен воспринять совокупно все статьи «домашнего уголовного кодекса», да и мы тоже не судьи, чтобы судить по совокупности совершенных им преступлений.

В-третьих, что крайне важно, нельзя наказывать в состоянии гнева и раздражения. Ну нельзя! Уж лучше вообще не наказывать, пока мы гневаемся, и в этот момент терпеть не можем эту гнусную пигалицу, которая, к несчастью, является нашим чадом. Если душа так кипит, то что хочешь делай, только в таком состоянии не прибегай к наказанию, отложи его до той поры, когда сможешь с собой справиться и вести себя трезво, не забывая о пользе душе ребенка. А в гневе и раздражении никогда ничего хорошего не получается – даже если при этом говорятся слова (что на самом-то деле страшнее всего) о пользе души, о грехах и о другом подобном.

И наконец, важно помнить, что капризные дети в основном бывают у капризных родителей. Как ни крути, если мама, даже необязательно прямо на глазах ребенка, капризничает со своим мужем или отец переменчив в своих настроениях, как майский ветер, и сегодня может быть добр и ласков с женой, завтра обидчив и недоступен, а послезавтра погружен без остатка в свои занятия, то это передается и младшим членам семьи. Поэтому, если мы хотим дома видеть больше мирности от наших детей, то начнем бороться с душевной неупорядоченностью в самих себе.

– Видишь, что ребенок начинает жадничать: «Это мое!» И этот грех собственничества со временем только усиливается. Что тут можно сделать?

– Ну, во-первых, всячески показывать свое нерасположение к этому, вплоть до презрения и осуждения такого рода поступков. В иных случаях можно и нужно и наказать публично, ведь жадничают, как правило, в детской компании. Извинившись перед всеми за собственного ребенка, увести его туда, где ему одному через две-три минуты будет и скучно, и грустно, потому что неотданная, несмотря на все просьбы и уговоры, лопатка, потеряет всякую привлекательность через пять минут одинокой игры с ней.

Но при этом, если мы видим в нашем ребенке жадность, как некую нарастающую тенденцию, надо повести себя достаточно серьезно и последовательно, то есть не простить через десять минут, а увести его от детей на весь сегодняшний день, чтобы запомнилось.

Не думаю, что правильной воспитательной мерой было бы отобрать игрушку, которой твой ребенок не хочет поделиться со своим другом, и подарить ее ему. Скорее, нужно привести ребенка к пониманию того, что жадничающий недостоин общения с другими. К примеру, видим, что подаренную ему деревянную лошадку он не склонен делить с пришедшими к нему гостями, и никому не даст на ней покататься, и тогда, невзирая на слезы, на обиды, на угрозу для проведения тихого и теплого семейного вечера, уводим ребенка и изолируем его от общения со всеми остальными. Пусть подумает.

– Понятно, что нельзя ребенку говорить: «Ты плохой, ты жадный, ты трусливый», нельзя навешивать ярлыки, выносить приговоры. Но можно ли сказать прямо: «Ты сделал плохо, ты пожадничал, ты струсил?» Или надо только косвенно указать на это?

– Называть грех – грехом, и недобрый поступок – нарушением заповеди Божией, безусловно, нужно. Нужно воспитывать в своих детях различение черного и белого в мире, о чем мы должны им, непременно, всей своей жизнью, свидетельствовать.

– Свидетельствовать всей своей жизнью или непосредственно в тот момент, когда ребенок совершает дурной поступок?

– И то, и другое. И разумеется, здесь нужно смотреть по ситуации. Если сам момент совершения дурного поступка сопровождается эмоциональным эффектом – истерикой или буйным поведением ребенка, то, безусловно, нужно выдержать паузу, но в случае серьезного проступка, нужно реагировать сразу, по свежим эмоциональным следам».

Аватар
Священник Максим Козлов/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание человека