Что же является приоритетом в воспитании?

Священник Максим Курленко о воспитании детей

Что же является приоритетом в воспитании? Как мне кажется, это умение научить ребенка слушаться своих родителей. Казалось бы, просто, ясно, понятно, но насколько же это сложно в жизни воплотить – умение слушать родителей и умение слушаться. Как мне кажется, определенный возраст раскрывает этапы формирования личности. Эти этапы должны быть наполнены не только правами и возможностями, но и обязанностями. Какие у ребенка обязанности? По большому счету от него ничего не требуется, кроме одного – научиться слушаться своих родителей. 

Идеология общества потребления формирует среду, которая является следствием ценностных установок. И вот в этой самой среде удар в семейных отношениях делается, прежде всего, на то, чтобы разрушить традиционные устои семьи, сделать ребенка своевольным, дерзким, непослушным, эгоистичным, оторвать его от родителей, а это значит оторвать его от защиты, которой покрыт ребенок. Один, как известно, в поле не воин, и подчинить юное создание себе, оторвав его от родителей, не составит труда. Если подобного развития ситуации не понимает ребенок, это еще полдела. Но, когда этого не понимает сам родитель, то это уже, что называется, «жди беды».

Сегодня мы часто сталкиваемся с политикой воспитания, которая зиждется на потакании ребенку, его прихотям, на создании исключительно комфортной зоны вокруг ребенка. Дети, лишенные обязательств, приучаются жить в этом комфорте и в итоге манипулируют родителями, бабушками, дедушками для поддержания условий этого комфорта. Сначала капризы, скандалы, «хочу игрушку» или «что-то вкусное», потом уже в более взрослом возрасте манипуляция отношениями с родителями. Родитель хочет выстроить отношения, а ребенок ставит условия. Он разрывает их, если не находит отражения во вне своего внутреннего мира, а мир этот сформирован под влиянием духа потребления. 

На поверхности души не сострадание и жертвенность, не любовь к труду и бескорыстие, а гордость и эгоизм, и по цепочке дальше – обиды, агрессия, дерзость, раздражение, гнев, обман, уныние, тщеславие и так далее. Как родитель может очертить границы ответственности для ребенка, как приучить его к дисциплине, если он сам не видит для себя этих границ, если он сам лишен внутренней дисциплины и четких нравственных ориентиров? Так сказать, это вопрос риторический.

Самое главное в воспитании – это послушание

Итак, послушание. Послушание не потому, что «я сказал», а послушание Богу, Его Закону, т.е. сместить акцент с авторитарности своей личности на вечное и незыблемое. Тогда у родителя появляется внутренняя сила, уверенность в своей правоте, что очень остро чувствуют дети.

Послушание неразрывно связано со смирением, т.е. умением ребенка радоваться тому, что есть и принимать жизненные ситуации и окружающих людей, умением наполнить окружающую действительность – какой бы она ни была – наполнить ее верой, надеждой и любовью. Вот это главные добродетели. 

Послушание не дает возможность вырваться наружу злобному бесенку, оно сдерживает его, помогает раскрыть способности души, которые неразрывно связаны с послушанием — доверие, почитание родителей, уважение к старшим, совестливость, правдивость, готовность помогать и т.д.

Почему же родители порой не видят в своих детях послушания? Я уже говорил, есть взаимосвязь с нравственными ориентирами самого родителя – отсутствие строгости и дисциплины, иногда вообще безразличие в вопросах воспитания, потом дурной пример, который, как мы знаем, заразителен, — это влияние мультфильмов, игрушек, компьютерных игр, в общем, среды, которая сформирована вокруг ребенка. 

Вот как Феофан Затворник видит взаимосвязь послушания со страхом Божиим и совестливостью: 

«Что мороз для цветов, то и отступление от родительской воли для дитяти; совестливое дитя не смеет смотреть в глаза, не желает пользоваться ласками, хочет убежать и быть одно, а между тем (если оно не придет к матери или отцу и не признается в своем поступке, и так не один раз), душа грубеет, дитя начинает дичать. Как хорошо предварительно расположить его к раскаянию, сделать, чтобы без боязни, с доверием и со слезами пришло и сказало: вот я то и то сделал худо. Само собою, что все это будет касаться одних обыкновенных предметов; но хорошо и то, что здесь положится основание будущему постоянному истинно-религиозному характеру – тотчас восставать по падении, образуется умение скорого покаяния и очищения себя или обновления слезами».

Что говорит нам Священное Писание о воспитании? 

«Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 4:2). 

«Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир. 4:8-9). 

Апостол Павел полагает религиозные законы послушания детей своим родителям «во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). 

И в другом месте говорит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф. 6:1). 

«Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» (Мф.15:5). 

Тут вспоминается пятая заповедь, данная Моисею на горе Синай: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5:16). 

«Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким» (Сир. 31:8). 

«Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (Сир. 31:11,12). 

То же самое говорит Соломон: «…отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи 29:15). 

Дисциплина и регламентация жизни

Опять же можно вспомнить советы Феофана Затворника. Вот что он говорил о пользе дисциплины и регламентации жизни ребенка, без которых, как мне кажется, никакого послушания родителям не будет. Будет своеволие и дерзость. 

Итак, регламентация в пище. Насколько это актуально сегодня, начиная с магазина, когда мама делает покупки, дети могут проявлять капризы, вынуждая что-то ее купить, что-то вкусное, и уже дома те же капризы, желание сразу все это съесть, далее посещать холодильник, как только возникает желание. 

Так вот Феофан Затворник говорит, что нужно четко определить время приема еды и количество сообразно с возрастом ребенка: «Этим приучится дитя не всегда требовать пищи, как захочется есть, а ждать определенного часа. Здесь же — первые опыты упражнения в отказе себе в своих желаниях… Той же мере следует подчинить и сон, и теплоту с холодом, и другие естественные потребности, всегда имея в виду – не разжечь страсти к чувственным наслаждениям и приучить отказывать себе. Это должно строго соблюдать во все время воспитания – изменяя, разумеется, правила в применении, а не в сути, – до тех пор, пока воспитываемый, утвердившись в них, не возьмет сам себя в руки». 

И далее, если изучить труд святителя Феофана Затворника, то можно сделать вывод, что он говорит о балансе телесного и душевного. А для того, чтобы не было крена в телесное и не раскрылись страсти, необходимы в вопросе воспитания: умеренность, предписание, т.е. регламентация и надзор. Вот об этом он пишет в своем труде «Путь ко спасению».

Надзор за играми и досугом ребенка

Особенно важен надзор за играми. Говорит Феофан Затворник: «Своевольно порезвившись, дитя всегда возвращается не с готовностью слушаться даже в каких-нибудь малостях. И это с одного раза; что же сказать, где эта часть совсем в небрежении?»

Действительно актуально сегодня. Давайте себе представим, что надо идти домой, а ребенок не хочет уходить, закатывает истерику, или хочет смотреть мультики, мама говорит, что уже хватит, выключает, опять же капризы, истерики. Например, через мультфильмы он получает ощущения, впечатления такого страстного характера, они могут разрушать связь с родителями, претендуя на место родительской любви, как бы узурпируя это место. Ну, а если от просматриваемого впечатления содержат в себе зерно доброго и вечного, созидательного, то страсти не будут разбужены, и истерики не будет. 

Поэтому родитель всегда должен держать руку на пульсе, стараясь пропускать через себя впечатления, которые переживает ребенок, пытаясь уловить их духовную сущность. Но, как правило, у родителей не бывает времени. Они не вникают в то, что смотрят их дети, во что играют, какими игрушками. 

Про игрушки это отдельная тема. Игрушки, фильмы, мультфильмы, книги, компьютерные игры, компании, где доминирует, может быть, личность с какой-нибудь ярко выраженной страстью, создавая определенный фон в компании – все это должны чувствовать родители, носить своих чад в сердце, молиться за них, покрывать своей любовью, молитвой, и, конечно, проявлять сердечное участие в жизни своих детей, что требует немало времени, а также душевных, психических и физических сил. А если родители не держат руку на пульсе, не интересуются жизнью своих детей, неискренни с ними, отчуждены, потом они расхлебывают уже то, что получилось, в подростковом возрасте. Как говорится, маленькие детки – это маленькие бедки, а большие дети – это большие проблемы. 

Вспомним поучительную библейскую историю о первосвященнике Илии, у которого были сыновья, они вели порочный образ жизни, но Илий не обуздывал их. Из-за этого на дом Илия пришло наказание Бога, сыновья его погибают от рук филистимлян, а сам Илий, узнав о смерти сыновей, и о том, что филистимляне забрали ковчег завета, он падает и умирает. Вообще, Библия недвусмысленно говорит о том, какая судьба ждет дерзкого, непослушного, и наоборот, что добрый и послушный получает благословение Божие. Например, история с сыновьями Ноя, поведение Хама. Имя Хам стало нарицательным по сей день. Или можно вспомнить, наоборот, благословение Исаака, Иакова, Иосифа. 

Итак, воля родителей всегда должна быть рядом с волей ребенка, чтобы он мог сообразовывать свою волю с волей родителей, как бы опираться на нее, чтобы он не ушел в своеволие, которое всегда пагубно в отроческий период. Но при этом воля родителей должна быть согласована, едина в вопросах воспитания. А то бывает так, что мама говорит одно, папа совсем другое. Такой подход тоже не приведет ни к чему хорошему. Можно вспомнить строчку из книги того же премудрого Сираха: «Когда один строит, а другой разрушает: то что они получат для себя кроме утомления» (Сир. 34:23). 

Без любви все тщетно

Умение настоять на своей воле всегда должно быть разумно, осознанно, и наполнено любовью. Без любви крики, угрозы, дисциплина, правила хорошего тона не имеют никакого смысла. Само по себе послушание, о котором мы говорим, тоже не имеет никакого смысла. Построенное на страхе, оно вскоре рассыпается, оно не дает плодов. Какие плоды послушания? Прежде всего, формирование в душе добродетелей, которые приведут благодать Божию и сделают человека цельным, сильным, наполненным и счастливым. А без любви все смещается в человеческой душе.

ум без любви делает человека хитрым;
вера без любви делает человека фанатиком;
честь без любви делает человека высокомерным;
власть без любви делает человека насильником;
знание без любви делает человека неуступчивым; 
правда без любви делает человека критиканом;
богатство без любви делает человека жадным;
воспитание без любви делает человека двуликим; 
обязанность без любви делает человека раздражительным;
приветливость без любви делает человека лицемерным;
справедливость без любви делает человека жестоким;
ответственность без любви делает человека бесцеремонным. 

А любовь искренняя, жертвенная всегда порождает взаимную любовь.

В завершении несколько слов о наказании. Некоторые думают, что нельзя наказывать детей, но даже Библия и учение отцов говорят нам о пользе наказания. Опять же, наказание должно быть с любовью. Наказание должно быть таким, чтобы ребенок понимал, за что его наказывают, и оно должно быть в рамках здравого смысла. 

Священник Максим Курленко
Священник Максим Курленко / автор статьи
Протоиерей, настоятель храма Сретения Господня с. Чемурша Чебоксарского района Чувашской Республики. Женат, воспитывает пятерых детей.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Воспитание человека
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: